КАК СЕМЬЯ ПОСТРОИЛА ПОД ВОЛКОВЫСКОМ 11 ДОМИКОВ И ВОССОЗДАЛА НАСТОЯЩУЮ БЕЛОРУССКУЮ ДЕРЕВНЮ

В Гродненской области недалеко от Волковыска, между лесов, полей и рекой Россь, находится маленькая деревня Коревичи. Она встречает, когда проезжаешь по трассе Р78, огромными валунами, статуями пещерных предков с их жильем-шалашом, придорожным кафе с мельницей, большой вывеской на деревянных воротах — «Фальварак у Рыся».

Агроусадьба на 11 гектаров земли принадлежит семье, которая своими руками за 13 лет почти с нуля построила 11 домиков, возродила историю, национальный быт и традиции, создала этнографическое подворье, контактный зоопарк и все-все для того, чтобы люди окунулись в атмосферу настоящей белорусской деревни, рассказывает realt.by.

«Мы с мужем медики, и до этого никогда не имели отношения к агротуризму»

…Когда REALT договаривался с хозяйкой фальварка Яниной Козюк на это интервью, она говорила, мол если приезжать, то исключительно с ночевкой. Иначе атмосферу прочувствовать не получится. Мы же не понимали масштаба и уговорили Янину на четырехчасовой разговор и экскурсию. Но, забегая вперед, скажу, что хозяйка была права — сюда стоит приехать даже не на одну ночь, а на неделю.

Три часа пути и 270 километров от Минска, и мы с фотографом и водителем добрались до фальварка под Волковыском. Встречает нас Янина с двумя собачками, и сразу же предлагает отведать манты собственного производства. А нам не терпится все увидеть, посмотреть и потрогать.

    

Экскурсия начинается с рыцарского зала в одном из домиков и с погружения в историю деревни. На одной из стен в зале изображен герб деревни и войско с лошадьми.

— Коревичи образовались в 1451 году. Полководец Кореев, которого мы воплотили на стене, шел с крестоносцами из Вильнюса на Краков. Два года его небольшое войско простояло здесь. Было много раненых, уставших солдат. Как говорится в архивах, его воины в деревне обосновались, обрели семьи. Самых слабых полководец оставил, а с другими продолжил поход. Эту информацию я нашла в архиве Варшавы, — рассказывает хозяйка.

Страницы с историческими фактами о деревне Янина поместила в застекленных рамках на стены в этом домике. Например, в одном из них говорится, что часть земли вокруг Коревичей принадлежала шляхетскому роду Тышкевичей. А в 1665 году был судебный процесс между владельцем «маёнтка Карэйвічы Ваўкавыскага павета Андрэем Карэйвам і Мікалаем і Ізабэлай Тышкевічамі».

   

— Мой муж родом из этой деревни, вырос здесь, а мне это место очень понравилось. Один из наших домиков в усадьбе его родительский дом, только отреставрированный. Мы с мужем медики, и никогда не имели отношения к агроусадьбам и агротуризму. Но дело это нас и наших детей затянуло с головой. Часть земли мы получили в аренду, часть оформили как физическое лицо.

Здание, в котором мы находимся, это бывшая школьная столовая. Большую его часть хозяевам пришлось достраивать. Сегодня здесь помимо рыцарского зала есть пять комнат 11 спальных мест. Домик арендуют для проведения свадеб, которые здесь длятся по три, а то и четыре дня.

— Невеста приезжает обычно за день до свадьбы. В зале проходят ее сборы. Мы ставим большие зеркала. А на кухне можно приготовить бутерброды и закуску, — проводит нас Янина по домику.

«Все держится на детях и их помощи»

В фальварке своеобразный белорусский all inclusive. Молодые могут организовать выездную регистрацию на берегу реки и даже венчаться в местном костеле.

— В 1939 году местный ксендз занимался строительством костела. Что более удивительно, в годы войны ему помогали в этом немцы. Икона (Сердце Иисуса Христа), которую написал немец, сегодня занимает центральное место в костеле. В советское время в костеле был то зерноток, то спортзал. Уже в конце 60-ых ксендз Антони Филипчик реставрировал костел с нуля, и сегодня служба отправляется по воскресеньям.

    

Здание с мельницей возле костела — бывшее придорожное кафе. Сейчас это гостевой домик, в котором также проходят торжества, корпоративы, обедают и ночуют туристы.

— Рентабельности, к сожалению, от него никакой. Проезжающие останавливаются все реже, а палить свет и сидеть продавцу целый день не выгодно. Для меня было болезненно, но тем не менее, когда вышел указ президента по гостевым домиками, мы сразу переоформили кафе как физическое лицо, — рассказывает Янина и дает указания сыну, которого называет ласково Гжесик. Он сервирует стол для ближайшего празднования юбилея.

      

Хозяйка говорит, что только на детях и их помощи все держится.

— Мы с мужем уже потеряли надежду, уже нет такого запала. Мы расстраиваемся, когда агротуризм называют бизнесом. Как угодно это можно называть — образ жизни, любовь к земле, к Родине, к людям, ко всему живому. Но это прежде всего титанический труд, на который мало кто способен, — говорит хозяйка.

«Наши деды и прадеды были гончарами. Всегда хотелось увековечить их память и создать дом-музей»

По всей агроусадьбе мы то и дело замечаем скульптуры и инсталляции. Янина рассказывает, что очень любит природные материалы — глину, дерево и камень, и изделия из них. Она приглашала белорусских скульпторов из Гродно, Дрогичина, Бреста, Пружан, чтобы проводить мастер-классы, предоставляла дерево, а скульпторы взамен оставляли творения в фальварке.

Кроме того, на участке множество больших валунов. На одном из них может поместиться до 30 человек. Они достались хозяевам тяжело, и «показались почти что золотыми». Поднимать их пришлось двумя кранами (вес камня 75 тонн) и транспортировать трайлером.

     

Хозяйка приводит нас в одно из самых интересных мест в агроусадьбе — этнографическое подворье.

— Наши деды и прадеды были гончарами. Всегда хотелось увековечить их память и создать дом-музей. Мы разработали план подворья и выиграли проект посольства США в 2010 году. Средства направили на строительство. Фундаменты были, а домики мы перевезли из Беловежской пущи, оббивали доской и «застаривали» ее. Теперь может показаться, что домики стоят здесь не первое столетие.

Предки Янины и ее мужа всегда работали на земле и занимались ремесленничеством. В подворье появился не только домик гончара, но и ткачихи и резчика. Старинные шкафы и утварь, печки, детская люлька, узорные половики и покрывала — здесь словно обитает дух белорусской деревни. И во всех этих домиках можно жить — есть спальные места и кухоньки.

         

В домике гончара Янина показывает нам настоящий цех с печью для обжига, гончарными кругами и множеством посуды. Здесь мастер-классы для туристов и гостей проводит гончар.

— К нам приезжают не только провести праздники и на отдых. Мы также делаем экскурсии и анимационные программы для детей и взрослых. Из педколледжа Волковыска приезжают студенты и показывают для туристов белорусские танцы, обряды. Для детей экскурсия стоит 25 рублей на человека. В нее входит мастер-класс гончара и изготовление кукол-кубышек с травами, катание на лошади, контактный зоопарк, выпечка банкухи (пирог на дереве), обед. А со взрослых берем по 100 рублей на человека. Включены завтрак, обед и ужин в кафе и так далее.

Также в «Фальварке у Рыся» есть русская баня, бильярд. Хозяева предоставляют шапочки, полотенца и веники. А помимо активностей в их усадьбе, гости могут сходить в ближайший лес за травами, ягодами и грибами, на охоту, на речке можно порыбачить, поиграть в волейбол, бильярд, искупаться, попрыгать в фурако или в реку.

«Мы понимаем, что находимся на периферии, и туристы нас не балуют. Аренда одного домика на пять мест стоит 100 рублей»

Чем дальше Янина проводит нас по агроусадьбе, тем больше удивляемся — как семья справляется со всеми хлопотами?

— Работа на 11 гектарах земли бесконечная и непрекращающаяся. Физически все успевать тяжело. Нужно приготовить еду, убрать каждый домик после гостей, покосить траву, нарубить дров, накормить наш зоопарк — коз, овечек, кроликов, павлинов, фазанов, кур, гусей… Дочь Вероника занимается всем подряд. Она и бухгалтер, и менеджер, и декоратор — украшает банкетные залы, арку для регистрации молодых. Сын Гжесик тоже всегда рядом и на подхвате, на нем и муже все «мужские» работы. Каждое лето у нас проходят практику и работают студентки педколледжа. Учатся на специальности «агротуризм». Они живут и питаются бесплатно, набираясь опыта, с головой окунаясь в эту атмосферу. Они же проводят анимационные программы и развлекают туристов в костюмах пиратов, петуха и Рыся.

Янина усаживает нас за стол в беседке, чтобы накормить-таки мантами и чаем из из земляники, брусничника, мяты, хвоща. На столе замечаем необычный пирог.

       

— Это банкуха, или «пирог на дереве». Бренд нашего фальварка и нетрадиционное блюдо деревни Порозово. Он выпекается из 60 яиц. У нас есть местный обычай — невеста на свадьбу должна обязательно испечь банкуху. Еще один наш бренд — настойка «Рысяночка» на калгане и зубровке.

Наше застолье плавно перетекает в интересную беседу. Янина рассказывает, что из-за пандемии свадьбы никто не делал, а на самоизоляцию никто не приехал. Поэтому прошлый год принес убытки. Сезонность есть всегда — летом поток, а зимой чаще скучают без гостей. Кстати, до закрытия границ в фальварок приезжало много туристов из Польши.

 

— Мы понимаем, что находимся на периферии, и туристы нас не балуют. Аренда одного домика стоит 100 рублей, где 5 спальных мест. Мы стараемся держать уровень, быть не похожими на другие усадьбы, ведь каждая должна чем-то отличаться. Кто к нам приезжает, остаются очень довольны. Работает и «цыганская почта».

— Интересное выражение. Мы это называем «сарафанное радио», — подмечает фотограф.

Янина говорит, что в этом сезоне удалось выйти в плюс, хотя пандемия продолжается. И дети сразу захлопотали — поехали на море! За все годы, что семья владеет агроусадьбой, выехать на юг так и не получилось. То времени не хватает, то постоянно возникают дополнительные расходы на усадьбу. Да и жить за что-то нужно зимой. Но взвесив все, решили, что надо закончить «Бусляночку», а тогда на море.

«Недавно местный исполком потребовал социально-благотворительное учреждение закрыть и отказаться от гранта»

Сложно представить, сколько средств вложили хозяева фольварка в его строительство. И Янина говорит, что посчитать трудно.

Янина несколько раз выигрывала малые гранты посольства США, ЕС и ПРООН для развития агроусадьбы. Она представляла проекты и в облисполком, но они остались не замечены.

— Давно мы создали социально-благотворительное учреждение «Дорогой добра». У нас работают люди с ограниченными возможностями. Они собирают и сушат травы, делают куклы-кубышки и учат этому деток и взрослых. У нас было четыре рабочих места для инвалидов. Питаются они и живут здесь бесплатно. Недавно местный исполком потребовал социально-благотворительное учреждение закрыть и отказаться от гранта, который мы выиграли в прошлом году.

Янина и ее семья по происхождению поляки. Дети учились в польской школе в Волковыске и в вузах Варшавы. Неразрывно связаны с родственниками в Польше. Несколько лет назад в агроусадьбе предложили проводить фестиваль «Польская песня». Последний раз около двух лет назад. Сегодня все — и фестиваль, и грант, и социально-благотворительное учреждение семье ставит в укор местная власть, говорит Янина.

            

— Я своих детей воспитывала в труде, передавала семейные ценности, чтобы они крепко стояли на ногах в этой жизни. Всю жизнь я прививала им любовь к Беларуси — какая она красивая, как ее надо беречь, как надо гордиться страной, в которой ты родился. Когда-то у меня хотело выкупить усадьбу большое белорусское предприятие. Дети сказали не продавать ни за какие деньги. Это же мы все сами сделали по бревнышку, по камешку. В общем, прошли огонь, воду и медные трубы. Никогда не думала, что вычистив и благоустроив всю деревню, буду жалеть.

Ее муж тогда сказал: «За что ты не любишь своих детей, что хочешь их жизнь связать с таким тяжким трудом?». Янина злилась, ведь она долгие годы трудится, чтобы передать дело, чтобы ее дети стали хозяевами и развили бизнес. Но сегодня она иногда жалеет, что не согласилась на эту сделку.

— Трехкратно мы становились лучшей агроусадьбой. Наши гости всегда довольны и приезжают потом еще и еще. Несмотря на сложное время сейчас, мы сделаем все, чтобы показать себя достойно. А нашим посетителям рады всегда, и каждого встретим с хлебом и солью.

s13.ru